Новости

Думе Читы -25 лет. От анализа - к действию. Интервью Главы городского округа «Город Чита» Евгения Ярилова

ЗабИЖТ. Думе Читы -25 лет. От анализа - к действию. Интервью Главы городского округа «Город Чита» Евгения Ярилова

Позади – шесть созывов 25-летней истории Думы Читы. Дума городского округа «Город Чита» седьмого созыва работает уже в течение трех месяцев. Каковы главные задачи, стоящие перед Главой городского округа, исполняющего обязанности Председателя Думы? В чем депутаты видят приоритетные направления в работе представительной власти столицы Забайкалья?

Эти и другие вопросы - в основе интервью Главы городского округа «Город Чита» Евгения Ярилова.

 

- Евгений Витальевич, как показывает практика, еще нередко горожане задаются вопросом: почему в городе есть Глава городского округа и одновременно руководитель администрации, куда и с чем обращаться.  Чем отличается,  в частности, Глава городского округа от мэра. Что входит в обязанности Главы?

- Это четко прописано в Уставе городского округа: «Глава городского округа является высшим должностным лицом города, обеспечивающим работу органов муниципальной власти», к которым относятся Дума, Администрация города, Контрольно-счетная палата и Управление регулирования цен и тарифов. Сам Глава также является муниципальным органом власти. Именно Глава подписывает трудовые контракты с руководителями администрации, КСП, УРЦТ. Глава городского округа также исполняет обязанности председателя Думы. При этом Глава имеет право спросить не только с Думы, но и с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством о местном самоуправлении и Уставом городского округа.

Руководитель администрации осуществляет руководство исполнительной властью города для реализации решений Думы городского округа и иных полномочий исполнительной власти согласно федеральному законодательству и Уставу города. Если проще, то руководитель администрации – это тактическое управление городом, а Глава городского округа совместно с Думой - стратегическое. Практика городов, которые работают по этой схеме, показывает: если есть понимание между Главой и руководителем администрации, есть и нормальный результат.  

Теперь, когда решением Думы от 28 ноября руководитель администрации городского округа назначен, будем над этим работать. Цели у Главы и руководителя администрации одни : в том, чтобы город нормально жил и развивался. Поэтому, уверен, что взаимопонимание будет.

 

- Одна из задач руководства города – принятие бюджета на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 годов. Что определяет программу  действий высшего должностного  лица города?   

- Таких программных документов, кроме базового Федерального закона о местном самоуправлении №131 и Устава города, несколько: Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года, План социально- экономического развития, бюджет города. Задачи Главы во взаимодействии с депутатами, аппаратом Думы – актуализация, совершенствование правовой базы для их исполнения, поиск и привлечение ресурсов.

К сожалению, об осуществлении каких–то глобальных проектов, о которых мечтают многие горожане, говорить пока не приходится. Бюджет примем остродефицитным, максимально ориентированным на социальные, а не экономические вопросы. Для глобальных проектов нужны глобальные инвестиции, для прихода которых нужно создать соответствующие условия. Поэтому главная задача при таком бюджете – сохранить исполнение властью своих первоочередных обязательств перед горожанами в рамках достигнутых параметров. При этом продолжая их планомерное улучшение за счет участия в федеральных программах и национальных проектах. И в этом без конструктивного диалога с коллегами из Законодательного Собрания Забайкальского края не обойтись.

 

- Наполнение бюджета зависит и от развития малого и среднего бизнеса. Какие стоят задачи в укреплении его позиций?

- Необходимо сделать так, чтобы органы власти были гарантом развития предпринимательства в городе. Пока этого в должной мере не происходит. И это проблема. Поэтому поставил для себя задачу всесторонне исследовать эту проблему и найти пути для ее решения. Активно встречаюсь с представителями малого и среднего бизнеса. Также инициировал детальный анализ эффективности работы органов исполнительной власти, отвечающих за данное направление. Результат, уверен, будет. 

 

- Если говорить о расходной части предстоящего бюджета, уже сейчас можно прогнозировать, что львиная доля средств в 2020 году будет направлена на обеспечение деятельности муниципальных учреждений образования. Это, как говорится, святое.

-Да, развитие сферы образования остается приоритетом. Проблем много: и старение материальной базы, и нехватка школ и детских садов, и оставляющий желать лучшего уровень заработной платы работников образования. Мною дано поручение о проведении анализа всех направлений работы в этой сфере для выявления и актуализации проблем, рисков, слабых сторон. Результатом должен стать всесторонний пошаговый план действий на пятилетку – срок действия полномочий Думы.

 

- Злободневными остаются нерешенные вопросы в сфере ЖКХ, транспортного обеспечения градостроительства.  Каковы главные задачи?

- Во-первых, совершенствование работы управляющих компаний. Количество жалоб на работу УК просто зашкаливает. Но никто не смог мне вразумительно объяснить, в чем причина, и что нужно делать. Инициировал исследование и этого вопроса. Хочу докопаться до сути, и после этого выстроить план действий по улучшению ситуации. Активно начал изучать опыт более успешных в этом направлении городов, привлек к этой работе депутатов и аппарат Думы. Если требуется совершенствование нормативно-правовой или даже законодательной базы, значит, будем добиваться.

На мой взгляд, для улучшения качества предоставления услуг ЖКХ населению и совершенствования тарифной политики необходимо наладить постоянный, эффективный диалог с ресурсоснабжающими организациями. А не так, как это происходит сегодня: депутаты приглашают руководителей ресурсоснабжающих организации на заседание профильного комитета, те отчитались, пообещали исправить недостатки – и до следующего заседания.

В пожарном режиме , иначе не скажешь, работает и администрация Читы с организациями коммунального комплекса. Такой уровень координации работы ресурсников и исполнительной власти, который достигнут на сегодня, на мой взгляд, недостаточен.

Однако наскоком эти вопросы не решишь. Более того, можно навредить, усложнить ситуацию еще больше. Процесс должен быть постепенным, пошаговым. И такую возможность мне предоставляет как раз руководитель администрации города: он ежедневно решает тактические вопросы, предоставляя мне таким образом возможность исследовать проблемные вопросы и обдуманно корректировать стратегию.

Болезненная тема - транспортное обеспечение. И хоть я не сторонник критиковать предшественников – смысл ворошить прошлое, если его изменить уже нельзя - в этом вопросе они явно не доработали. Непонятно (или наоборот, очень понятно!), зачем стали изобретать велосипед. Вместо того, чтобы взять за основу апробированное, успешно работающее в других городах Положение о пассажирских перевозках, и адаптировать под Читу, изобрели свое, но адаптированное под конкретных перевозчиков. Никто не удосужился создать обоснованную транспортно-логистическую схему, привлечь для этого специалистов. В итоге конкуренцию уничтожили, поставили на грань выживания муниципальный транспорт – троллейбусы, маршруты которых на 75% пересекаются с маршрутными такси, и забирают у них пассажиров. В течение многих лет горожане обращаются в администрацию с жалобами: вечером из отдаленных районов не уехать, а перевозчик не несет за это никакой ответственности. Немало и других проблем в транспортном обеспечении горожан. Этим вопросом также занимаюсь, создал рабочую группу, привлекаю экспертов.

Актуальная проблема - Генеральный план. Очередную версию к концу года должен предоставить подрядчик, выигравший конкурс. Однако к предварительным результатам, которые мне предоставили, у меня есть очень много вопросов. В тоже время, какими бы ни были мои личные познания в этом вопросе, есть люди, которые в этом разбираются лучше меня. Вот таких я в настоящее время и привлек в качестве экспертов для более качественного изучения.

 

- Власть, которая действует сама по себе, в отрыве от тех, для кого она существует и работает, обречена на неуспех. А как Вы относитесь к данному тезису?

- Совершенно с ним согласен. Без плотного, конструктивного диалога с народом власть не состоится. Более того, этот диалог должен носить характер соуправления, каждодневного соучастия горожан в управленческой деятельности. Чем сильнее станут общественные советы, чем больше будет ТОСов, тем сильнее будет город. Уже сегодня мы объединили усилия по совершенствованию правовой базы и привлечению лучших практик с некоторыми из глав районных администраций, общественными организациями. Как и по другим проблемным вопросам, мы начали с исследования состояния дел, анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей. Мы начинаем не с нуля: многое уже сделано. Однако недостаточно для того, чтобы активные горожане во всех районах города чувствовали себя вовлеченными в процессы управления городом. И принимали в нем активнейшее участие.

Поэтому приступили к разработке новых векторов возможного развития, изучаем удачные практики других городов, определяем актуальность и формируем цели, под которые подводим задачи для их достижения. Одновременно занимаемся поиском необходимых для реализации задач ресурсов. Сегодня в городе зарегистрировано 257 общественных организаций. Это серьезный показатель того, что в Чите много активных граждан. И задача власти – координация их работы и всесторонняя помощь. С имеющимся потенциалом общественных организаций, думаю, можно много полезного сделать для нашего города.

Но, к сожалению, многие из них действуют разрозненно, порой даже дублируя те или иные задачи. И для начала, пожалуй, нужно найти точки соприкосновения, соединить все благие дела общественников для города воедино. Тогда, убежден, получим эффект.

Серьезный потенциал, на мой взгляд, содержат в себе общественные советы микрорайона, района, города. Задача муниципальной власти –привлечение всех инициативных горожан, общественников к реальному соуправлению городом.

 

- Какие кардинальные проблемы, по вашему мнению, требуют скорейшего решения?

- По-прежнему нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена.  Считаю, что хозяином земли, на которой расположен городской округ, и должен быть  сам городской округ. Прецеденты есть: Хабаровск, Новосибирск. Хочу, чтобы мы стали следующими.

Необходимо увеличить долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории муниципалитета в пользу самого муниципалитета. И активная работа в этом направлении уже начата.

Еще одна проблема – земли военведа. Зачастую мы не можем запланировать строительство детского сада или другого нужного для горожан объекта, произвести благоустройство на землях военведа (а их у нас на территории городского округа почти 50%), поскольку министерство обороны разрешения не дает, хотя земля и не используется. Проблема здесь - в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Разумеется, будем искать понимание со стороны вышестоящей власти.

 

- Вы обозначили достаточно много проблем. Но близко ли до практического воплощения?

-Уверен, что многие проблемы удастся решить. Дело во времени. Обозначенные проблемы объективны. Но нужен всесторонний анализ, исследование, поиск возможностей и людей, умеющих их решать. Причем, времени на раскачку нет.

Есть конкретные предложения относительно того,  как укрепить позиции местного самоуправления,  есть соответствующие структуры, которые обязаны принять соответствующие меры. Но еще раз повторю: решить проблемы с наскока не получится. Хочу применить проектно-целевой метод, которым пользовался ранее, и который принес положительные результаты.

Многому предстоит научить конкретных исполнителей. Многому предстоит научиться самому – только опыта руководства учебным заведением для главы городского округа, к сожалению, недостаточно. Мы с коллегами уже начали работу, приступили к всестороннему анализу. Предшественниками построен хороший фундамент. Теперь необходимо его укрепить и продолжать на этой основе развивать, строить нашу Читу, делая ее более современным, комфортным для жизни городом.

Беседовала Лариса Семенкова

05 декабря 2019

Архив

2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017

Ссылки



 


Горячая линия ситуационного центра по вопросам профилактики распространения COVID-19
+7 (495) 198-00-00
(с 08:00 до 20:00 по московскому времени)


Круглосуточная телефонная линия "НЕТ КОРРУПЦИИ" (3022) 24-01-03